Поиск

Форма входа

Логин:
Пароль:

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Декабрь » 25 » Прожив недолгую жизнь, оставил глубокий след
15:37
Прожив недолгую жизнь, оставил глубокий след
В Буль-Кайпановской школе состоялась научно-практическая конференция, посвященная 120-летию писателя-земляка Карима Амири. В мероприятии приняли участие начальник отдела образования Адегам Фарвазетдинов, учителя татарского языка и литературы, обучающиеся района.

Меня не покидало ощущение, что имя человека, выросшего на благодатной татышлинской земле, черпавшего силу и вдохновение в ее природе, рано осознавшего свои способности к литературе и искусству, стяжавшего славу, все время как-то оставалось в тени других именитых земляков. Я, как учитель родного языка, задался целью подробнее ознакомиться с жизнью и творчеством земляка. Помимо того, что моя дипломная работа была посвящена этому писателю, я наладил контакт с его родственниками и близкими, постарался вынести на деревенские подмостки его драмы. Положив на музыку его стихотворение «Умырзая», разучили песню вместе с учениками.
Первые стихи Карима Амири были опубликованы в 1913 году в Оренбурге в журнале «Шура». При жизни писателя вышли в свет 22 сборника. Кроме военной прозы и лирики, он пишет воспоминания и рецензии на произведения многих писателей-современников. Невозможно спокойно читать стихи, повести и драматические пьесы земляка. Во всех его произведениях чувствуется глубокий воспитательный подтекст. Каждая строка, которая ложилась на бумагу, исходила из души, от сердца. Он хорошо знал и понимал крестьянскую жизнь, наблюдал ее с самого детства.
В стихах и драмах К.Амири чувствуется дух Г.Тукая, С.Рамиева, Дердменда,
Г.Камала, М.Гафури и С.Сунчелей. Он также брал пример с великих русских поэтов А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Фета, А.Майкова, подражал басням Крылова.
С творчеством Карима Амири нас впервые ознакомил школьный учитель Фидаги Рахимов. На уроке литературы он читал стихотворения К.Амири, декламировал отрывки из пьес, приводил примеры из жизни поэта. Частенько приезжал в родное село и сын К.Амири Анвар Амиров. Во время встреч он рассказывал об отце, преподнес в дар Булькайпановской школе много книг и архивных материалов.
Обращения к истории литературы и научным трудам позволяют по-новому взглянуть на многие вещи. В монографии «Шигърият гомере» известного ученого-литературоведа Хатипа Гусмана упоминаются поэма «Ике дус» и пьеса «Бүләк», написанные К.Амири в 1919 году. «В эти годы в поэмах на первый план выходит образ простого человека, красноармейца. Поэты обращали больше внимания на духовное развитие, как в годы революции эксплуатируемый и угнетаемый веками человек возрождался, проходя через многие испытания, закалялся, вдохновлялся новыми революционными идеями и взглядами»,— пишет Х.Гусман.
К.Амири не только внес большой вклад в развитие национальной поэзии, но оставил заметный след и в драматургии. Созданию пьес он, конечно же, учился у Г.Камала. Потому как судьба многие годы вела этих двух писателей вместе, по одной стезе. Галиаскар Камал в спектакле по драме Амири «Печән базары» воплотил образ человека, пьющего пиво в кабаке «Амур». Пьесы моего земляка «Урманда йөрү», «Казан кызы», «Габдрахман мулла», «Мәхәббәт җыры», «Зөләйха» заняли свое достойное место на театральных сценах.
В литературной сокровищнице Карима Амири есть произведение «Кайпан җыены», имеющее историко-этнографическую направленность. Оно было написано в 1947 году. Сегодня рукопись хранится в городе Казань в архиве отдела этнографии Института языка, литературы и истории имени Г.Ибрагимова. В книге «Кайпан җыены» нашли свое отражение история села, обычаи и традиции, обряды и песни моего народа.
«Кайпан жыены — знаменитые народные гуляния. Его проводили каждый год, начиная с последней недели июня до начала июля. С завершением пахотных работ, сева и праздника плуга начиналась подготовка к массовому празднеству. За неделю или десять дней до схода приглашали родных и друзей из других деревень.
С приближением народных гуляний женщины приступали к выпечке всевозможных изделий. Из магазинной муки пекли баурсак, кош теле. Готовили медовуху. Топленое масло с добавлением ягод хранили в погребе. После всех этих приготовлений затевали большую стирку: стирали белье, на второй день — уборку: мыли стены и потолки дома, развешивали занавески — разделяли комнаты. Окна украшали вышитыми полотенцами.
… Наступала долгожданная пятница, в этот день в дом жениха приводили невесту. На следующий день народ ездил за покупками на базар в Татышлы, затем в Новокайпаново устраивали сабантуй. В этой деревне сабантуй, по обыкновению, проводили до жыена. В последний день жыена сабантуй проводился в деревне Чукур (родина татаро-башкирского поэта Гали Сокороя). Таким образом, кайпановский жыен начинался и завершался праздником плуга.
…  Домовитость и состоятельность людей оценивали по одежде, лошадям и богатой сбруе. После массовых гуляний приступали к сенокосу».
К.Амири в своей книге «Кайпан җыены» оставил немало сведений о себе. Если обратиться к страницам его биографии, можно представить, проследить, насколько сложной была судьба писателя.
Карим Хусаинович Амиров родился 28 декабря 1893 года в деревне Булькайпан Татышлинского района. Получил начальное образование, затем продолжил учебу в медресе. С 1909 года учительствовал сначала в родной деревне, затем в Бураевском районе и в Мордовской области, в 1918 году обосновался в Казани.
Его отец Хусаин был муллой в родной деревне. Он был родом из деревни Чишма-Бурай Бураевской волости. Его тело покоится на центральном кладбище Буль-Кайпаново.
Карим с детства был слаб здоровьем. Поэтому отец свез его к врачам в Казань. Казань полюбилась будущему поэту, знавшему город только по книгам и мечтавшему его увидеть. В то время этот город был самым известным в мире центром просвещения.
Карима Амири причисляют к писателям старшего поколения. Задолго до появления Х.Туфана, Ф.Хусни, Ш.Усманова, М.Джалиля и многих других писателей, имя Карима Амири уже было на слуху.
Хоть и жил писатель в Казани, душа его рвалась в родную деревню. Он переписывался с друзьями и родными, часто приезжал на родину. Но болезнь сделала свое: в 1957 году он передвигался только при помощи трости. Он уже не мог ходить самостоятельно, постоянно отправлял в деревню письма, полные тоски. Очень был близок ему Риза Ишмурат. Особо проникновенные письма писал он близкому другу, земляку Шайхулле Тулвинскому. «Хоть один раз бы съездить в деревню, в Татышлы, больше ни о чем не сожалел бы»,— пишет он.
Лукман Бадыкша жил вместе с К.Амири в пригороде Казани Бишбалта. В своих воспоминаниях он пишет так: «Поэт жил в комнате 5х3 метра, с одним окном. Пенсию не получал, хотя и был в преклонном возрасте. Жил на деньги, вырученные от продажи собственноручно написанных аятов Корана. Председатель Союза писателей Хан Ямил, узнав, в каких стесненных условиях живет поэт, преодолевая все препоны, выбивает ему однокомнатную квартиру в новом доме».
Однако долго жить К.Амири в новой квартире не удалось. 28 января 1962 года он умер.
Все, что мной написано, это дань памяти нашему земляку, односельчанину, которому было суждено родиться в сложное время, выбрать нелегкую долю. Тяжелая деревенская жизнь в нужде и голоде стали еще большим испытанием. Вдобавок его книги издавались с большим трудом. Известно, что К.Амири начал писать роман под названием «Безне таң». О его жизни и судьбе можно было бы написать целый роман.

Радис АСХАБУТДИНОВ.
http://tatvestnik.ru/meropriyatiya/prozhiv-nedolguyu-zhizn-ostavil-glubokij-sled.html
Просмотров: 696 | Добавил: BorisM

Архив записей

СП Буль-Кайпановский сельсовет МР Татышлинский район Республика Башкортостан © 2012/2015 |